Как жили рыцари

В этом году мой однокурсник, живущий в Латвии, предложил на машине совершить путешествие по центральной и северной Польше.

Два года назад в латвийском консульстве в Москве визу можно было оформить за сутки. Теперь этот вопрос решается через посредническую фирму в течение 5-7 дней: увеличился поток туристов, и чем расширять штат сотрудников в посольстве, выгодней нанять россиян.

В поезде Москва – Рига при проверке документов задавали только один вопрос: сколько везёте сигарет? Разрешено не более двух пачек. Пограничные собаки натасканы не только на поиск наркотиков, но и сигарет. В нашем вагоне собачка унюхала в сумке пассажира два блока.

Встреча с другом была тёплой. На следующий день сели в машину и поехали. Границы между странами Евросоюза символические. Ни таможни, ни пограничников, только пункты обмена валюты.

А вот архитектура отличается. Едва въехали в Литву, как почувствовали это у первого костёла. Латыши преимущественно лютеране. Их кирхи вытянутые, конусообразные. Литовцы – католики. Костёлы коробкообразные, с башнями у входа. Под Вильнюсом самый дешёвый рынок автолюбителей этого региона. У моего приятеля было желание обновить машину. Заехали посмотреть, прицениться. Так, например, Ford Tonus выпуска 2001г. – 9000 евро, Ситроен С-3 дизельный 2007 г. – 2800 евро, Судзуки Форейз 2006 г. – 2500 евро. Покупают в основном граждане Киргизии и Азербайджана. На рынке работает кафе «Кыргызстан», где лагман готовит повар-литовка.

К ночи въехали в Польшу. Где ночевать? В придорожных мотелях и дешёвых гостиницах стоимость проживания от 120-180 злотых с завтраком на двоих. (1 евро примерно равно Z4,04). Если заказываешь номер по Интернету – в 1,5 раза дешевле. В гостевых домиках Z80 на двоих без завтрака, но в твоём распоряжении кухня, можно приготовить ужин и завтрак. Самые дешёвые цены в супермаркетах, на которых изображена божья коровка. Хлеб – от Z1,5, колбаса – Z15-32, говядина – Z13-49, курица – Z3,75-6,99, пиво – от Z1,8, огурцы – Z2,88-5,99, помидоры – Z2,79. Но после наших овощей их огурцы и помидоры – трава травой.

Обедали обычно в кафе. Из всего, что пробовал, удивило одно блюдо: выпекается хлеб в форме горшочка, внутрення мягкая часть удаляется и заливается бульон. Ложкой ешь суп, а вместо хлеба отламываешь верхнюю часть горшочка.

Нынешняя северная часть Польши до 2-й мировой войны принадлежала Германии. Разница между южной Польшей и северной видна по довоенным зданиям. Бывшие кирхи переделаны в костёлы. Крыши домов остроконечны. В православии существуют жёсткие каноны в вопросах строительства храмов. В католицизме в настоящиее время полная свобода творчества.

Проезжая через небольшой городок Эльблонг, заметил между домами непонятное строение. Вернулись. То, что я увидел, невозможно описать. Но попытаюсь. Представьте три брошюры на столе, поставленные острыми углами вверх. За ними ещё одна перпендикулярно к ним. На входе шпиль с поперечной перекладиной. Сзади башня, увенчанная крестом. При этом здание ассиметрично. В администрации храма мы поинтересовались:

– Что это? Модернизм? Абстракционизм?

Мне ответили:

– Этому стилю архитектуры ещё не придумали названия.

За пару дней добрались до Гданьского залива. Белоснежный песок, сосны и прохладная вода. Искупались. Далее наш путь лежал в Гданьск. На пароме пересекли Вислу. Для европейских масштабов она, возможно, и широка. Но после Волги, Дона и сибирских рек не впечатляет. Гданьск называют Северным Краковым. В разные времена эти земли принадлежали полякам, немцам, датчанам и шведам. Всё это наложило отпечаток на историческую часть города. Именно здесь впервые начали выпускать классический красный кирпич. Основные архитектурные достопримечательности города расположены в старой части у гавани. За день успеваешь всё осмотреть. Можно покататься на пароходе. И непременно надо прогуляться по мостику. Старые здания отражаются в водах гавани. А лёгкая волнистая рябь на воде создаёт неповторимую игру красок.

Неожиданно и радостно было в узких улочках старого города увидеть казахстанский флаг на консульстве. Сфотографировался на память.

После Гданьска поехали на юг. По дороге брали попутчиков. Польский язык похож на русский, старые поляки когда-то учили его в школе. Два раза попутчиками были гражданки Украины, вышедшие замуж за поляков.

Как живёт Польша после вступления в Евросоюз? Улучшилось здравоохранение. Отремонтировали дороги. Из окна машины кажется, что  всё хорошо. Вдоль дороги уютные коттеджи. На улицах чистота. Коттеджи построены в кредит до кризиса. Рассчитываются за них будут ещё внуки. Банки не отнимают только потому, что некому продать.

На модернизацию промышленности и сельского хозяйства Евросоюз денег не дал. В результате массовая безработица и заброшенные поля. Спасает работа за границей. В Англии поляк и сантехник стали синонимами. Для англичан такая работа унизительна.

Ещё при коммунистах в Польше было разрешено частное мелкое производство. Продают через Интернет. Моему другу зять заказал хромированные прибамбасы к мотоциклу – мастерская находится под Варшавой при частном доме в гараже. С одной стороны, безработица, но в то же время я видел гастарбайтеров из Чехии – выгодней нанимать иностранцев. Этнические поляки могут приехать и получить гражданство после собеседования. Взрослые должны владеть польском языком. Дети дошкольного возраста – знать польские сказки. Или ещё интересный момент. Гражданка Украины живёт с поляком. Прав у неё фактически никаких. А её детей от первого брака сожитель внёс в свой медицинский полис, хотя и не усыновлял.

Одна из достопримечательностей Польши – замок в г. Мальборке. Строился с XIII века. Длительное время был столицей Тевтонского ордена. Самый большой готический замок в мире. Площадь около 21 гектара. В годы войны сильно пострадал, но сейчас отреставрирован. Масштабность его впечатляет и даёт представление о том, как жили рыцари в средние века.

Я не раз читал, что польки – самые красивые женщины Европы. Они не злоупотребляют косметикой, ухожены и привлекательны, одеты неброско и со вкусом, следят за фигурой. Но я не сказал бы, что они красавицы.

На дороге ни разу не видели инспекторов. Но едва мы нарушили правила дорожного движения, раздался вой сирены, и у машины появился полицейский с жезлом. Их машины по внешнему виду не отличаются от обычных, поэтому незаметны.

Конечный пункт путешествия – Варшава. Поляки любят свою столицу. В годы войны город был почти полностью разрушен. Бросили клич: «Восстановим нашу Варшаву в первозданном виде». Люди приносили открытки и фотографии разрушенных домов. Нередко всё воссоздавалось с нуля.

Когда бродишь по улицам старой Варшавы, не замечаешь, где старое здание, а где новодел. Дух старины воссоздан.

Символ Варшавы – русалка с мечом и щитом. Думал, огромная статуя, а она лишь чуть больше человеческого роста.

Посмотреть город можно самостоятельно. Покупаешь билет на экскурсионный автобус, подключаешь наушники и выбираешь язык. Едешь и слушаешь информацию. Можно выйти, погулять. Затем опять сесть в автобус, билет действителен в течение дня.

В Варшаве много музеев и памятников. При этом трактовка событий крайне односторонняя и политизированная.

В окрестностях Варшавы есть дворцы. Но после российских аналогов они не производят впечатления.

Поляки улыбчивый, добродушный народ. Религиозны, в воскресный день все идут в костёл. Но в то же время, едва мы остановились в Варшаве, как под дворники просунули рекламные буклеты. В них «красавицы» и адреса, где можно провести время. В Варшаве наше путешествие закончилось.

Меня часто спрашивают, во сколько обходятся такие поездки. Девять дней проживания, питание и бензин (1 л = Z4,10) обошлись в 400 евро на двоих. Проезд от Москвы до Риги и обратно – 200 евро. Выгодней путешествовать на своей машине. Ну а если хотите подробней проконсультироваться, свяжитесь с моим товарищем в Латвии: Тимченко Александр Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Александр КЕРСКИЙ.

Добавить комментарий

Сообщение в редакцию