Террористами не рождаются, ими становятся

В газете «Подробности» публиковались мои статьи, освещающие события на Ближнем Востоке и причины, порождающие терроризм. «Ближневосточное домино: кто следующий?» (24.02.2011), «Военные тучи над Персидским заливом» (09.02.2012), «Не выпускай джинна из кувшина» (15.01.2015). К сожалению, сбылись мои самые худшие предсказания. Почему?

После убийства журналистов в Париже Европа должна была сделать выводы: не надо впускать всех подряд мигрантов, а если пустили – держать под контролем. Как, например, в Объединённых Арабских Эмиратах. Гастарбайтеры здесь составляют 86% населения, но проблем с ними нет. Гражданство им не дают, для большинства жёстко ограничено перемещение по стране. За малейшее нарушение – депортация. Приведу пример. Уроженец России из Северного Кавказа не рассчитался в такси, водитель-пакистанец заявил в полицию. Любителя прокатиться на дармовщинку задержали. Вместо того, чтобы покаяться, он решил, что можно вести себя, как дома, в России, а лучший способ защиты – нападение: а вы докажите, что я не заплатил, у таксиста есть свидетели? Ему объяснили примерно так: пакистанец живёт более 20 лет в стране, зарекомендовал себя как законопослушный. А кто турист – неизвестно, и он был депортирован сразу же.

В Европе ходит такой анекдот. Встречаются новый и старый эмигранты. Старый говорит:

– Пойдём в магазин, что-нибудь стащим. 

– Так за это руку отрубят. 

– Здесь не рубят.

– А что, пороть будут или посадят?

– Мы украдём на маленькую сумму. Если поймают – поругают и отпустят.

– И всё? Так что же мы стоим? Пошли воровать.

Я не хочу очернить всех мигрантов, среди них большинство – люди верующие и предпочтут скорее голодать, нежели воровать. Но тем не менее, люди, приехавшие из стран, где тоталитарные режимы, где они воспитывались на страхе, не воспринимают идеалов гуманизма в европейском понимании. 

Почему ничего не изменилось за это время? В первую очередь, это бизнес.

Добраться до Европы стоит несколько тысяч евро, стоимость проживания в гостевых домиках по пути следования выросла с 10 до 50 евро. Позволить это могут себе люди небедные, да и не проконтролируешь, сколько денег ушло на питание и благоустройство мигрантов, а сколько разворовано. 

В Европе появились целые районы, которые живут по своим законам, и далеко не религиозным, а криминальным. Полиция не вмешивается, а почему? Значит, кому-то это выгодно, имеют криминальные доходы и делятся.

Ходят слухи, что спецслужбы Франции знали о готовящихся терактах и специально их допустили. С одной стороны – бред. Но не всё так просто. Партия мадам Ле Пен за жёсткие законы в отношении мигрантов: недостойных лишать гражданства и депортировать, границы – на замок, многие заявления на грани расизма. Ещё несколько лет назад её не воспринимали всерьёз, теперь её партия набирает рейтинг. И не исключено, что она станет президентом Франции. Силовые структуры просят больше прав и полномочий, и теперь они их получат.

Невольно возникает вопрос, почему люди, выросшие в сытой Европе и живущие лучше своих соотечественников на родине, становятся террористами? Приехав в Европу, мигранты делятся на две части: одни стараются интегрироваться и стать европейцами. Они и их дети во многом преуспевают, есть даже мэры городов. Один из них в Бельгии заявил: интегрируйся или уезжай. Но немало и тех, кто хочет сохранить свою самобытность, оберегая членов семьи от влияния Запада. Женщины, прожив более двадцати лет, не знают языка страны, детям не дают возможность получить нормальное образование. Вырастая, они не могут занять достойное место в обществе, по уровню жизни отстают от коренного населения, при этом проблемы не желают искать в себе и своём образе жизни. И тут появляются идеологи, которые уверяют, что они – самые правильные люди. Это общество, в котором они живут, порочно и не способно оценить их по достоинству. Но появилось истинно справедливое государство. Сначала оно наведёт порядок на Ближнем Востоке, а затем и в Европе. Такие как они, займут в нём достойное место, но для этого надо кое-что сделать.

По мнению психологов, пять процентов населения в любой стране склонны стать террористами по религиозным или политическим убеждениям. Бывает и так, что человек устаёт от благополучия, а тут новый мир, полный эмоций и адреналина.  Но только в том случае, если найдутся наставники. К тому же у каждого гражданина есть претензии к своей стране. Нет идеальной формы правления и нет идеальной демократии, так и появляются доморощенные террористы. Из истории: в средние века у одного из шейхов на Ближнем Востоке был дворец с роскошным садом. Человека сначала обрабатывали идеологически, а потом усыпляли и приносили в сад. Он просыпался и видел красивые цветы и сочные плоды, вкусную еду и очаровательных женщин. Это шейх, объясняли ему, решил сделать тебе подарок и перенёс в рай. Ему давали возможность пожить в роскоши, но так, чтобы не пресытился. Усыпляли и выносили в прежнюю его среду, посылали на смертельное задание и уверяли, что место в раю ему уже зарезервировано.

Так примитивно в наше время не дурачат. Но всегда есть люди с проблемами. Кто-то беден, кто-то болен, дома не оправдал надежд, другой не нашёл место в жизни. И тут предлагают единым махом решить все проблемы в жизни и перебраться в рай.

Многие удивляются, как ниоткуда появилась армия ИГИЛа. В Ираке одна треть суннитов и две трети шиитов. При Хусейне господствующее положение было у суннитов. К власти пришли шииты и решили взять реванш. Сотни тысяч офицеров и чиновников оказались не у дел. Они и стали костяком армии.

Корни терроризма надо искать в недалёком прошлом, когда свергали неугодные США и Западу режимы в Афганистане, Ираке, Ливии. Их обвиняли в тоталитаризме. Но кто назовёт хоть одно демократическое государство в Арабском мире с точки зрения западных ценностей? Если курс проамериканский, то не такой он тоталитарный, а если антиамериканский, то исчадие ада. Чем они не угодили? – Вынашивали идею создания своей валюты, чтобы продавать нефть только за неё.

Создаётся впечатление, что после убийства журналистов в Париже только Россия сделала выводы и решила активно вмешаться в конфликт. После террористического акта над Синаем высказывалось и такое мнение: не вмешивалась бы Россия в ближневосточный конфликт, не взорвали бы её самолёт. Считаю это мнение ошибочным. Ещё до вмешательства был взрыв в Волгограде. В Испании, как нигде, были против вмешательства в ближневосточные дела. Но в этой стране совершены террористические акты. Когда-то Испания была захвачена арабами, на её территории был халифат. Игиловцы считают Испанию утраченной территорией. На Северном Кавказе экстремистские группировки присягнули на верность ИГИЛ, а раз так, отныне это их территория.

Если у нас найдутся экстремисты, которые присягнут на верность ИГИЛ, то и наш регион будет объявлен их территорией, так что бдительность терять нельзя.

В России решили, что лучше бить врага под Дамаском, чем под Москвой. Это высказывание может вызвать недоумение, но когда-то было сказано: лучше воевать с душманами под Джелалабадом, чем под Ашхабадом. Во многом это подтвердилось. Советский Союз часто обвиняют в том, что именно он первый разворошил осиное гнездо, и во многом это справедливо.

Многие афганцы учились в Советском Союзе, почти половина населения Афганистана – таджики, узбеки, туркмены и казахи. Они сравнивали среднеазиатские республики с Афганистаном, и эти сравнения были не в пользу их Родины. Свергли короля в надежде, что всё будет, как в СССР, но при этом не учли специфику. В Афганистане партия в несколько тысяч человек оказалась один на один с двадцатимиллионным безграмотным и малограмотным народом, который крайне далёк был от коммунистической идеологии. Вместо того, чтобы партии сплотиться, начали друг друга истреблять. Власть захватил Амин. Чтобы удержаться, пошёл на союз с Америкой, разрешил разместить базы. Потерпела бы Америка появление просоветского режима в Канаде или Мексике? Так и СССР не мог этого допустить. В дипломатических кругах ходят разговоры, что КГБ СССР организовал свержение короля в Афганистане. Если это так, то это была ошибка. Свергнув Амина, не следовало втягиваться в войну, надо было помогать. У афганцев обострённое чувство национального достоинства. Даже превосходящие силы англичан не смогли их покорить. Страна бедна, люди живут небогато, но там не было большого расслоения на богатых и бедных. Моя сестра, будучи женой военного советника, жила в Кабуле в одном подъезде с семьёй министра внутренних дел. Дружила с его женой, бывала у них в гостях. По достатку они жили не лучше владельца небольшого магазинчика. В силу этих причин афганцы дружно поднимаются на защиту Родины. Советские войска они восприняли как оккупантов. Уйдя из Афганистана, Горбачёв прекратил помощь режиму Наджибуллы, а США в нарушение договора – активизировали, решили взять реванш за Вьетнам. Это была ошибка и Горбачева, и США. Наджибуллу свергли, к власти в конце-концов пришли талибы. И, как результат, 11 сентября для США. Хотя был шанс создать коалиционное правительство и прекратить войну. 

Самые большие страсти на Ближнем Востоке вокруг Сирии. Она стала заложником интересов разных стран. Россия заинтересована в сохранении своего союзника. Ошибка Асада в том, что он не пожелал вступить в контакт с оппозицией, когда протестное движение только начиналось, не провёл реформы. Но это не уберегло бы от гражданской войны. Американцам этот лидер не угоден, но и таких масштабных военных действий не было бы. Россия списала 10 миллиардов долларов долга будто бы за то, чтобы не пускала по своей территории газопровод к Средиземному морю. Но что мешает провести его через Саудовскую Аравию или Синай?

Американцы хотят свергнуть Асада и привести к власти так называемую умеренную оппозицию. Как только армия ИГИЛ атакует проамериканские группировки, американцы начинают её бомбить, как бы говоря: воюйте только против Асада.

Для Саудовской Аравии и Катара светский режим в Сирии – дурной пример для своих граждан.

Турция обогащается на незаконных поставках нефти с территорий, контролируемых ИГИЛом, и её этот режим устраивает. Поэтому больше всего ведёт действия не против них, а против курдов.

Иран помогает Сирии. Сбылась его мечта нести по миру идеи шиитской революции.

Израиль желал бы максимально ослабить режим Асада, но сохранить. Они знают, чего можно ожидать от него – войной не пойдёт. А кто иной придёт к власти, не объявит ли он Израиль своим главным врагом?

Режим Асада показал свою живучесть. Если он падёт – будет ливийский вариант. Моё мнение: для народа Сирии лучше всего, если Асад останется у власти, но проведёт серьёзные реформы.

Много говорят о создании единой антитеррористической коалиции. В отдельных вопросах Россия будет сотрудничать с Францией и США, но коалиция в широком плане маловероятна. Слишком разные интересы у стран в этом регионе, так что долго ещё будет страдать народ Сирии.

У Казахстана нет своих интересов в Сирии, а раз так, то и нечего воевать за чужие. Но из всего случившегося надо ещё раз сделать выводы: все силы должны быть направлены на мир и спокойствие в стране.

Александр КЕРСКИЙ.

Когда верстался номер. В воздушном пространстве Сирии произошло беспрецедентное событие: турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик. Что это? Ответная реакция Турции на попытку России остановить нелегальные поставки нефти? Но возможны и другие варианты. Турция пообещала вознаграждение лётчикам, которые собьют самолёт, вторгшийся в их воздушное пространство, и лётчик перестарался по собственной инициативе. Возможно, руководство ИГИЛ посулило огромные деньги тому, кто собьёт российский самолёт. Но в любом случае Турция оказалась в серьёзном положении: с одной стороны Турция член НАТО, и они её должны поддержать. Но в данном случае Турция фактически поддерживает ИГИЛ. Думаю, реакция Запада будет примерно такая: разбирайтесь-ка вы сами с Россией. Ответные действия России будут жёсткими как в политическом, так и в экономическом плане. Только на сокращении туризма из России Турция потеряет миллиарды. Турции придётся дать задний ход и как-то выкручиваться. Этот инцидент ещё раз показал, насколько разные интересы у стран в этом регионе. Поэтому и единой коалиции быть не может.

 

 

Добавить комментарий

Сообщение в редакцию