Наска – своими глазами

Долог путь до Южной Америки: из Москвы с пересадкой в Мадриде почти сутки. В столицу Перу Лиму прилетели вечером. Современный уютный город с чистыми улицами. Представительница встречавшей стороны объяснила причину повышенной оживлённости на улицах: сегодня футбольный матч между Перу и Чили, который хозяева проиграли 3:4.

На следующий день нас ждала экскурсия к островам Бальестас. Едва выехали из Лимы, идиллия закончилась. По обочинам дорог мусор, миниатюрные домики из глины с плоскими крышами. В этом районе не бывает дождей. До островов добрались на катере. Они вулканического происхождения, скалистые, с живописными пещерами, арками и лабиринтами. Здесь обитают пингвины гумбо, пеликаны, олуши, крачки, бакланы, питающиеся падалью орлы-могильщики в чёрном убранстве. Но величественнее всех смотрелись котики. Самец – покрупнее, рядом с ним небольшой гарем. Когда подошли к одному из островов поближе, в нос ударил специфический запах. Это помёт птиц – экологически чистое и самое дорогое удобрение. На склонах островов специально построены террасы, чтобы помёт не стекал в море. Раз в несколько лет его собирают, используют сами и продают за границу, это одна из основных статей дохода государства.

Час на автобусе, и мы в городе Ика. Именно здесь долина Наска, разлинованная вдоль и поперёк. Внизу огромные линии кажутся хаотичными, беспорядочными. Но с высоты птичьего полёта видны изображения колибри, кондора, паука, дерева. А на одном рисунке все видят не что иное, как астронавта. До сих пор спорят, что это. Кто-то уверяет – карта звёздного неба. Другие – послание Бога. Но не меньше вопросов вызывает, как их наносили. Есть версия, что с помощью металлических зеркал. Но неизбежны погрешности, а их нет. Хорошие математики или инопланетяне помогли? Отсутствие осадков сохранило изображения до наших дней.

Час и 15 минут парили мы над ними на самолёте. Тяжеловато пришлось тем, кто плохо переносит воздушную болтанку. Но всё это мелочи по сравнению с эмоциями и впечатлениями.

В Перу добывают нефть. Но своей химической промышленности нет. Валюта – соль, $1 примерно 3,3 соля. Бензин А92 – $1,3, пиво – $1, рыбные консервы – $2-4, импортные фрукты в супермаркете – от $6 до $12. Местные овощи и фрукты дешевле раза в три. Такси – $3. Средняя зарплата примерно $400.

До прихода испанцев Перу было центром обширной Инкской империи от Эквадора до Чили. Испанцы были лучше вооружены и легко одержи¬вали победы. Но не только силой завоёвывалась страна. Инки угнетали другие народы. Поэтому испанцы всегда находили союзников. А кое-где белых людей на конях встречали, как богов. Золото не имело большой ценности для индейцев. Его приносили в храмы и дарили богам. Но тут появились «живые бога», и золото стали отдавать им. Однако скоро поняли, что пришли дьяволы, а не боги. Начались восстания. С помощью силы и интриг испанцы подавляли их. Приводили к власти угодных им правителей и женились на местных принцессах. Так и появлялась привилегированная прослойка. Приехавшие испанские крестьяне тоже смешивались с местным населением. В настоящее время половина населения – метисы, половина – индейцы. Самыми красивыми считаются женщины с преобладанием европейской внешности. Они обычно дикторы телевидения, манекенщицы.

Перелёт, и мы в городе Куско. Этот город был столицей Инкской империи. Здесь испанцы уничтожали не только храмы, но и другие строения, чтобы и следа не осталось от индейской цивилизации. Оставляли только фундамент и на нём строили католические храмы.

Но кое-что сохранилось, как развалины храма главного бога солнца, в нём инки праздновали день зимнего солнцестояния. Но лучше всего дошёл до наших дней храм бога воды. Из двух отверстий там текут две струи, если под каждую поставить ёмкости, то они наполнятся одновременно. Строители были хорошими инженерами и математиками.

Комплекс Саксайуаман состоит из религиозных сооружений, крепостных башен, каналов, построенных из огромных многотонных глыб. Они подгонялись и крепились без раствора. Дошли до наших дней благодаря тому, что разрушить их было невозможно. Как перемещали? Загадка истории.

В Перу официально разрешена проституция. Публичные дома вынесены на окраины города. Кто ездил, говорят, делается это так: садишься в такси и говоришь: «Сеньоро, секс». На входе в бар обыскивают на предмет оружия, платишь $1 и проходишь. За баром длинное строение с комнатами по обе стороны, в дверях стоят девицы в нижнем белье. 20 минут – $13. Комната маленькая – столик, кровать и умывальник. Попытка поцеловать хотя бы в щёку пресекается фразой: «No kiss». Это немногое, что они знают по-английски. Да и нечего разводить телячьи нежности, время – деньги.

Несколько лет назад по интернету выбирали новые семь чудес света. В семёрку вошёл Мачу-Пикчу. Добирались до него 3,5 часа на поезде до Агуаскальентес. С каждым километром растительность становилась богаче. Из полупустыни въехали в джунгли. Затем по серпантинной дороге – смотришь вниз и дух захватывает. Дорога настолько узкая, что двум автобусам не разъехаться. Один пропускает, другой – на специальной площадке.

Мачу-Пикчу – небольшой городок, зажатый со всех сторон горами. На склонах гор сельскохозяйственные террасы. Из этого вывод: город сам обеспечивал себя продуктами. Сохранились храмовые сельскохозяйственные постройки, жилища жрецов и обслуживающего персонала. Строили из глиняных кирпичей, глина использовалась и в качестве цемента. Затем штукатурили и красили. Городок небольшой, но ничего подобного я в жизни не видел. Поэтому впечатление неизгладимое.

На следующий день на автобусе доехали до Андагуаилильяса – Сикстинской капеллы Южной Америки. Испанцы насаждали католицизм, опираясь на местную религию. Так, например, над распятием можно увидеть солнце — символ главного индейского бога. Помимо икон – целые панно, изображающие дорогу в рай праведников и в ад грешников, поддавшихся соблазнам. Так индейцы лучше понимали основы христианства. Их бог солнца – это бог-отец. Наша мать-земля – Дева Мария. А святые на стенах изображены в индейской одежде. Но наибольшее впечатление произвёл местный музей. В нём выставлены снимки маленьких людей с неестественно большими удлинёнными головами и огромными глазищами. Кто это – неизвестная раса людей, уроды по рождению или выращенные для ритуалов искалеченные младенцы? А может, инопланетяне? Интрига сохраняется, возможно, специально.

Городок Ракчи – административное сооружение древних инков. Богатые имели по нескольку жён в разных городах. Когда дети вырастали, их отдавали в интернаты. Один из таких находился в городе Ракчи. У мальчиков своя программа, у девочек – своя, они ведь должны быть хорошими хозяйками и жёнами.

Их потомки сегодня разгуливают в национальной одежде. Можно сфотографироваться. Заплатишь – хорошо, не заплатишь – денег не попросят.

Следующая остановка на высоте 4400 метров над уровнем моря. На заднем плане красивые горы. Индейцы торгуют шерстяными изделиями, ведь на такой высоте холодно.

Утром экскурсия на тростниковый остров на озере Титикака, самом высокогорном озере в мире. Обычно на одном острове в тростниковых хижинах живут 5-7 семей. Держат кур и мелкую живность. Только им разрешена охота на водоплавающую птицу и сбор яиц. Остров крепят ко дну, чтобы не унесло течением. Так и живут, даже церковь есть на одном из островов. Дополнительно нам была выделена гид из индейской народности оймара. На обратном пути плыли на катере и разговорились. Не замужем, но есть дочь. Я сделал несколько комплиментов, наш гид перевёл. Индианка рассмеялась и задорно что-то сказала. Гид передал её слова:

– Раз я такая красивая, полижите меня языком.

Так целуются местные индейцы. Под одобрительные возгласы товарищей по группе я впервые выразил нежность по-индейски – языком по щеке. При расставании мой предмет воздыханий сказала, что две недели не будет мыть щёки.

Александр КЕРСКИЙ.

 

Добавить комментарий

Сообщение в редакцию