Страна лемуров и баобабов – Мадагаскар (2)

На Мадагаскар добирался через Париж самолётом. В аэропорту большая часть служащих, как принято говорить сейчас – афро-французы. Такое вот лицо современной Франции. Ещё 10 часов лёту, и я в столице Малагасийской республики Антананариву. Помимо пограничного и таможенного контроля, в паспорте сделали отметку и полицейские, предварительно пробив по компьютеру, не преступник ли я или террорист.

Первый сюрприз ждал при обмене валюты – отказались брать доллары старого образца. Курс $1 примерно 3000 малагасийских франков. Монет нет. Самая крупная банкнота 2000. Поэтому, когда поменял $300, выданные пачки с трудом распихал по карманам.

Группа для этого редкого, как оказалось, путешествия, собралась из … двух человек – я и женщина 39 лет, бухгалтер солидной фирмы на севере России.

Наш отель был построен в 30-х годах в стиле ретро. На ресепшн в углу патефон, на стенах фото тех времён – готовые декорации для съёмок фильма. Вместо номеров у комнат женские имена. Моя именовалась Дора. Долго ждал, когда из крана пойдёт горячая вода. В это время у моей напарницы не было холодной. Ночью беспокоили комарики.

Утром экскурсия по городу. Водитель совмещал обязанности гида, говорил по-английски.

Когда ехали по улицам, было такое впечатление, что со дня независимости в 1960 году дома ни разу не штукатурили и не красили. Посмотрели правительственные здания, готический католический собор. На смотровой площадке с высоты птичьего полёта сфотографировал панораму города. Он показался каким-то безликим.

Миллионы лет назад Мадагаскар отделился от Африки, и эволюция пошла своим путём. Из 10 тысяч растений эндемичны, т.е. свойственны именно этой местности, 90%, из 197 птиц – 52. Примерно так же со змеями и хамелеонами. Главная достопримечательность Мадагаскара – лемуры, животные с острыми мордочками и длинными хвостами, которые растут у них всю жизнь. В Африке деревья заселили обезьяны, здесь – лемуры. Проехав 150 км, мы оказались в Андасибе. Экскурсия – в национальный парк с дождевыми лесами. Там лемуры привыкли к туристам и сами ищут с ними встреч. Едва увидев кусочки бананов в руках, запрыгивают на плечи. В заповеднике водятся серые карликовые и чёрно-белые лемуры. Все мирно уживаются. Меня оседлали сразу два.

С наступлением темноты – ночная прогулка, наблюдение за животными, ведущими ночной образ жизни. Вооружились фонариками и пошли вдоль шоссе. Что-либо увидеть в темноте было невозможно. Но наш гид умудрялся выхватить лучом света то лемура, то хамелеона. После этого посетили ещё ряд национальных парков, где обитают другие виды лемуров. В одном из них гид нажал на кнопку прибора, напоминающего  шкатулку, и лес пронзил звук, что-то вроде крика и визга. Тут же со всех сторон послышалось подобное и лемуры стали собираться вокруг нас.


Потомки малагасийцев приплыли с островов Индонезии на Мадагаскар примерно в 200-500 годах нашей эры. В это же время на западе острова обосновались африканцы банту, на севере – арабы и сомалийцы. Во внешности доминирует австралийский тип: невысокие, кожа коричневая, волосы прямые. На западе просматриваются негроидные черты, язык близок к языкам народов острова Борнео. Католиков – 40%, мусульман – 7%, остальные придерживаются местных верований. Религиозную атрибутику не носят. По внешнему виду не определишь, кто какой конфессии.

Природа на Мадагаскаре разная. Когда ехали в город Анурабе, пейзажи напоминали Юго-Восточную Азию. Но на расстоянии нескольких часов в районе г. Амбатулашпи климат умеренный. Постройки европейского типа.

Когда выезжаешь из города, такое впечатление, что пересёк границу времени. Дома строят из глины, в лучшем случае – из блоков, а то и вовсе каркас из прутьев обмазан глиной без штукатурки и побелки. Стирают прямо в реках, сами, особенно дети, не ухожены. Люди, выращивающие рис, не могут быть лентяями. Почему же они так бедны? И в то же время на дорогах немало дорогих машин. Сами дороги где-то хорошие, но и грейдера немало.

Надо отдать должное предприимчивости местных жителей. Из ничего делают сувениры. На наших глазах из пивной банки, капельницы и лески умелец за 5 минут смастерил велосипед, при этом почти не прибегал к пайке. В другом городе собирают алюминий и, переплавляя в кустарных условиях, отливают сувениры и кухонную утварь.

Кто желает, может купить и что-то посолиднее. Небольшие изделия из рогов и дерева от $10. Многие минералы есть только на Мадагаскаре. Изделия из них красивые. За 10 каменных яиц я отдал $100.

В одном из национальных парков основное внимание было сконцентрировано на флоре: показывали местные орхидеи, цветы и кустарники. Я не специалист в ботанике, но плоская пальма с веерообразной кроной врезалась в память. Мы шли по узкой гористой тропинке. На деревьях чирикали экзотические птички, смирно сидели хамелеоны. Вдруг у моих ног проползла пёстрая змея. И хотя ядовитых змей на Мадагаскаре не водится, инстинкт самосохранения заставил отскочить в сторону. В трёх местах водопады выдолбили чаши и наполнили их водой. Я искупался во всех. Вода была прохладная. После хождения по горам в жару ощущение непередаваемое.

Подъезжая к базару, услышал душераздирающий поросячий визг: свиней связывали и грузили на крышу автобуса. Прогулялись по базару: торгуют вещами, овощами, фруктами, курами, свиньями, но более всего горбатыми коровами зебу. Их мясо едят, на них пашут, запрягают в телеги. А вот лошадей не видел ни разу. Было желание попробовать местные лепёшки и напитки, но не рискнул. Как и не решился пообедать в уличном кафе, чтобы узнать, что едят местные жители – антисанитария ужасная. Обедали обычно в ресторанах при гостиницах: суп с пивом $3. Завтрак у нас был континентальный. А на ужин можно было выбрать суп или салат, одно второе блюдо и один десерт. Напитки за свой счёт. Я обычно брал мясо зебу, напоминает говядину, но привкус своеобразный.

С водителем у нас сложились приятельские отношения. По вечерам ездили в бары и ночные клубы. В каждом городе у него были знакомые. Нравы в стране относительно свободные. Многие девушки не прочь в свободное от основной работы время заработать, да ещё и удовольствие получить. У тех, кто имел дело с малагасийками, воспоминания самые восторженные.

На дороге очень пышная растительность сменилась лунными пейзажами горной пустыни. А через несколько часов езды опять бурная растительность.

На дорогах видел такое: в гору катят четырёхколёсную тележку, на обратном пути садятся в неё и катятся вниз. Когда их обгоняли, на спидометре было 40 км. Как на поворотах не слетают на обочину, непонятно. А где ещё увидишь в наше время рикшу – человек впрягается в тачку и везёт грузы или пассажира. Или цех, где все стадии производства шёлка – вручную. А на фабрике бумагу производят по технологиям 500-летней давности. Из неё делают шкатулки, альбомы, блокноты, вееры…

Вторая достопримечательность острова – баобабы. По форме они напоминают огромные бутылки, иногда их вершины раздвоены, некоторым по 1500 и более лет, обхватить их могут не менее 5 человек. И это не одно или два дерева-великана, а целая роща. В районе города Ифати самое большое число баобабов в мире.

Наше путешествие заканчивалось на берегу Мозамбикского пролива. Погода была жаркая, море тёплое. Рядом с отелем рыбацкая деревня. В море выходят два раза в день. Электричества в домах нет, поэтому жизнь замирает с темнотой и оживает с рассветом. С возвращением рыбаков берег превращается в базар, место встреч и тусовок. Дети и подростки барахтаются в море. А вот взрослые не очень любят водные процедуры. Дети с удовольствием фотографируются. Смотреть в мой бинокль выстраивалась целая очередь. Люди улыбчивы и общительны. На лодках предлагают морские прогулки. Больше часа меня катали за $7. В быту без комплексов. Туалетов в деревне нет, большую нужду справляют в кустах. По поводу малой не комплексуют, считают, что естественно, то не безобразно.

Обратно до столицы летели самолётом. Там нас встретил Роман и несколько часов возил по городу. Зашли в супермаркет. Колбаса от 3 до $5, картошка, капуста, помидоры – от 0,25 до $1, пиво – от $0,7, ром – от $3, чай – от $1. Зарплата учителей, продавцов и мелких госслужащих – $40. Гостиницы оставляют желать лучшего: то воды не было, то свет отключали в 19.00, были и другие неудобства. Но всё это мелочи, главное, я был на шестом континенте земли. Именно так называют Мадагаскар.

Александр КЕРСКИЙ.

Добавить комментарий

Сообщение в редакцию