В моде – бережливость

В прошлом году я решила на лето сдать квартиру и перебраться на дачу. Понятно, что часть вещей я тоже решила перевезти на дачу. Подумала так: за лето я наконец-то разберу все эти коробки-коробочки и избавлюсь-таки от хлама. Прошло лето, я вернулась домой, а большая часть вещей, до которых руки так и не дошли, до сих пор (вы не поверите) – на даче. Признаться, я даже толком не знаю, что там!

Помню, как тогда, то есть год назад, опустошая шкафы и тумбочки, пришла в ужас: откуда у меня так много ненужных вещей? Старая одежда, старое постельное белье, одеяла, старая (и новая!) посуда. Какие-то пакетики с сувенирами, привезенными из дальних стран. Коробки и ящики с офисной канцелярией, старыми записными книжками и старыми справочниками… Одних кассет набралось сумок 10! Зачем мне нужно было ими заполнять столько полок, тем более, что посмотреть я их никогда не смогу? Видиков для них давно нет… А сколько книг, которые я никогда не читала и не собиралась читать! Потому что все они – так называемая совковая нагрузка, довесок к хорошей литературе, приобретенной в годы дефицита, то есть (страшно сказать!) лет 30 назад (Господи, время-то как летит!). А эти подшивки журналов «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Физкультура и спорт». Сколько я намучилась с их переплетом. Но с появлением инета журналы свою ценность потеряли. Выкинуть? Вроде не мешают. Хотя подшивки журнала «Китай» за 60-ые годы, оставшиеся от отца, выкинула, грешна. Или вот зачем я храню пляжный костюм 80-х годов, в который давно не влезаю. А эти туфли… Вот эти самые, свадебные туфли, купленные по талонам. Туфли совсем новые, ни разу, как говорила моя бабушка, не надеванные. Потому что хоть и мой 35-ый, а оказались туговатыми. Других же размеров тогда не было. Помню, подружка потом просила продать ей туфли, я почему-то не продала. Кажется, подумала – настоящие итальянские, кожа хорошая … Но ведь известно: никакая хорошая кожа не сделает ножку меньше.


Я не шопоголик, нет. Большим количеством нарядов похвастать не могу. Более того, регулярно раздаю свои вещи. Почему же всего столько скопилось? Я поделилась своим открытием с некоторыми знакомыми. И вот что услышала.

Откуда это?

Мы привязываемся к вещам. Порой носим одни и те же вещи годами. А если не носим, то храним: а вдруг пригодится? А новые вещи? Новые вещи нас так радуют! И так хочется повторения той радости. Поэтому снова покупаем. Порой не задумываясь – а оно нам надо? Психологи говорят, что за счет вещей личность неосознанно пытается увеличить себя. Наверное, это так. И все-таки, как приятна новинка. Поэтому мы зависимы от покупок. Более того, многие начинают воспринимать возможность купить что-то новое, модное как единственный способ самовыражения и вообще как единственно возможный и оправданный образ жизни. Однако, судя по всему, это надо лечить. Потому что из всех способностей наших людей на первый план в последние годы вышла одна – покупательная способность. В результате покупаем много лишних вещей, которыми забиваем все, что можно забить. Сначала в квартире, потом на балконе, потом на даче.

Недавно мне попалась книга известного американского писателя и дизайнера Грэма Хилла «Убить в себе потребителя». Грэм очень богатый человек. Купил сначала один дом в Нью-Йорке в четыре этажа, обставил. Потом – другой. Чтобы его обустроить, нанял специального человека. Времени на дом и новые покупки практически не оставалось. Однажды встретил в Барселоне девушку и начал жить с ней в небольшой квартире. И вдруг обнаружил, что счастлив и доволен жизнью. В результате перестал зависеть от вещей. Правда, чтобы избавиться от всего лишнего и ненужного, этому человеку потребовалось целых 15 лет.

Сейчас Грэм живет в небольшой квартире-студии в 40 квадратных метров, спит на выдвигающейся из стены кровати, у него несколько рубашек, десяток тарелок. Его лозунг «Мало места – много жизни». И главное – он пропагандирует экологическое сознание, суть которого – обходиться только самым необходимым. Потому что чрезмерное производство разрушает всю нашу экосистему, а мы уж и так задолжали будущим поколениям из-за чрезмерного потребления. Живем, так сказать, в долг.

«Мы живем в избытке товаров, в мире гипермаркетов, огромных торговых центров и круглосуточных магазинов. Люди практически любой социальной прослойки могут окружить себя вещами. Но не существует какого-либо признака, указывающего на то, что эти вещи делают нас счастливыми. Фактически я наблюдаю обратную картину, – пишет Грэм. – Растут размеры домов, уменьшается среднее число жильцов на дом. За 60 лет пространство под одного человека увеличилось в 3 раза. Интересно, для чего? Чтобы хранить в нем еще больше вещей? Что мы храним в коробках, которые перетаскиваем при переезде? Мы не знаем, пока не откроем».

Сейчас Грэм занимается разработкой продуманных компактных домов. Эти дома не требуют большого количества материалов для строительства, не требуют серьезных затрат на содержание, позволяя владельцу жить экономнее.

Когда я рассказала одному из своих коллег о книге, тот отреагировал весьма скептически: «Такая схема работает, если ты живешь один. А когда найдешь свою половину, женишься, заведешь троих детей – забудешь про студию в 40 метров. Мамам-бабушкам никак не объяснить, что телевизор в доме в принципе не нужен, что микроволновка – вещь бесполезная, что тостер – зря выкинутые деньги, ибо им никто не пользуется, и что чем больше шкафов – тем больше ненужного хлама».

Отчасти трудно не согласиться с такими доводами. Я даже больше скажу: нечестно убеждать человека в том, что счастье не в деньгах, если человек этот больших денег никогда в своей жизни не видел. А если люди с трудом сводят концы с концами, то, понятное дело, им не до экологических проблем. У нас-то богатые ими не озабочены.

Однако в мире набирает обороты новая тенденция: все меньше людей хвастаются своим богатством. Например, 96 процентов опрошенных англичан гордятся, если им удалось купить что-то дешевле. Бережливость превратилась в некий признак благородства, и люди с большим удовольствием рассказывают окружающим о том, чего у них нет, чем о приобретениях. Все больше людей покупают меньше, чем могут себе позволить.

Отказ от лишнего – это не только экономия, но и экология. Потому что любое производство – это давление на экосистему. Развитые страны потому и развиваются успешнее, что живут не одним днем. Впрочем, есть и у нас подвижки. На днях, например, весь мир отмечал день защиты животных. И впервые в некоторых городах Казахстана прошли акции «Против меха».

От чего еще отказываются люди с экологическим сознанием? Одни – от мяса, другие – от телевизоров (опять-таки с целью снизить производство). Кто-то старается не покупать товары, привезенные издалека, отдает предпочтение местным продуктам питания. Не покупает избыточные средства для уборки – кондиционеры для белья, средства для мытья полов. Отказались от одноразовой посуды, пакетов, потому что пластиковая ложка или тарелка разлагаются в естественных условиях от 100 до 1000 лет. Кстати, брат моей близкой подруги, который почти 20 лет живет в Берлине, сообщил ей недавно по телефону занятную новость. Оказывается, на месте холмиков, которые складывались из перегнойных отходов (а в небедной Германии к отходам очень бережное отношение – там все раскладывается по отдельным контейнерам и все идет в дело) появился прекрасный холмистый парк.

Идеи отказа от чрезмерного потребления годятся для любой идеологии, но у нас они почему-то не приживаются. Экономия не в почете. Помню, как в свое время главный эколог Казахстана Мэлс Елеусизов, решивший баллотироваться в президенты, пытался призвать население к экономии воды. Каким образом? Всю воду из квартир (от мытья посуды, стирки и т.д.) он советовал собирать для полива зелени под окнами и во дворах. Даже если вода мыльная – не беда, убеждал Елеусизов, деревья от этого не погибнут. Над ним тогда все дружно посмеялись.

Недавно Президент призвал жить по средствам и не тратиться на лишнее. В начале сентября Нурсултан Назарбаев, находясь с рабочим визитом в Акмолинской области, так прокомментировал отмену госрегулирования цен на бензин: «Самое главное, что покушать у нас есть. И даже что выпить у нас есть. Есть что одеть, крыша над головой есть, чем топить дома — тоже есть… Все остальное, к примеру, западная одежда — можно прожить и без этого. Правда? Без фуа-гра, бананов… Без самых лучших, огромных Ленд Крузеров тоже можно прожить. Все необходимое для жизни у нас есть в стране». Про фуа-гра ничего сказать не могу, но, согласитесь, покупка новой машины при наличии вполне исправной, но старомодной становилось у нас знаком социального статуса. Крутая свадьба, сыгранная на деньги, взятые в кредит, который выплачивать и выплачивать – это все наше!

Жить по средствам 

Понятно, что наша экономика переживает не лучшие времена. Из-за падения сырьевых цен и резкой девальвации тенге многие будут вынуждены сократить свои расходы. А кто-то, в конце концов, сознательно придет к тому, что нет необходимости тратить больше, если можно потратить меньше. Как?

Представители нового поколения, то есть люди, родившиеся после 1980 года, предпочитают не совершать лишних покупок. Современные тридцатилетние могут остановиться у красочных витрин, но лишь иногда выбирают и приобретают что-то конкретное. Так что и вы постарайтесь реже ходить в магазины. Еще реже ходите в большие магазины, где велик соблазн прикупить бесполезную вещь или скидочный продукт. Да будет вам известно, что в моде сегодня куриные домашние супчики, пюре, овсянка, а не синтетическая еда. Как говорится, в счастливой семье всегда пахнет борщом и пирогами. И все больше людей это понимают. Что еще? Поменьше обращайте внимание на рекламу, потому что она не учит следовать стилю, а он у вас должен быть свой. Если же его нет, то люди попадают в зависимость от товаров. Они ощущают себя ущербными, неполноценными, если не обладают товарами нового дизайна. Не помню, кто сказал, но сказал точно: мода иногда заставляет нас признавать столь уродливые и нелепые вещи. Очень верно подмечено. Как бы и кто бы меня ни убеждал, что какие-то слипоны, а также брючки, укороченные до колен, и безрукавные пальто – это крик моды, они редко кому идут, а по мне – смотрятся ужасно. Мне кажется, что мода – не столько средство самовыражения, сколько инструмент возбуждения. В погоне за модой мы платим за то, что нам навязывают. В итоге неравенства в потребительском обществе становится все больше. Так что между походом в торговый центр и прогулкой выбирайте прогулку. Зачем тратить больше, если можно тратить меньше? Учитесь довольствоваться вещами, которые у вас есть, и никому не завидуйте.

Ксения ЛИВАНОВА.

 

 

Добавить комментарий

Сообщение в редакцию