Без звонка на урок
- Подробности
- 25.08.2014 03:27
- Просмотров: 2753
Признаюсь, я активный противник домашнего обучения. Но это мое личное и очень субъективное мнение. Потому что свои школьные годы я вспоминаю с благодарностью. Правда, не за знания, хотя именно в школе, а не дома (как это бывает сейчас), меня научили читать и писать. А многие правила и теоремы я хорошо помню до сих пор.
Образование для жизни
Мне всегда нравилось учиться. Но еще больше мне нравилось петь, танцевать, заниматься спортом, играть в школьном театре. И даже собирать макулатуру с металлоломом нравилось, сажать деревья, шефствовать над ветеранами, а потом – над первоклашками тоже нравилось. Но это не значит, что в школе все было прекрасно и безоблачно. Конфликты с учителями и одноклассниками, провалы на экзаменах и на спектаклях, поражения на соревнованиях, в старших классах – прогулы, организация школьного бунта, из-за чего я чуть не вылетала из комсомола, – все это тоже были школьные уроки, которые прибавляли жизненного опыта.
Но то было иное время, иные условия и иные возможности. Потом начались перемены. И пока они происходили медленно, разрыв между школой и жизнью был малозаметен. Сейчас перемены происходят с фантастической скоростью, а система образования меняется медленно. Образование «для жизни» в формализованной системе, с ее консервативным способом управления и жесткой системой «контроля и отчетности» получить все труднее. Громоздкие образовательные структуры медленно и с огромным трудом меняются, они не гибкие, не открытые. Вообще нынешняя школа и особенно учитель – не на прежней высоте. Поэтому люди ищут более эффективные способы получения образования.
В 2006 году на русский язык была переведена книга американского ученого Иван Иллича «Освобождение от школ». Из нее мы узнали о хоумскулинге, то есть о домашнем обучении. Это когда ребенок учится не в школе, а дома, но по государственным стандартам. Домашнее обучение – не лучше и не хуже школьного, к тому же учиться в семье – не значит учиться только дома. Есть масса иных возможностей. Так что домашнее обучение, экстернат, дистанционная и другие «альтернативные» формы обучения занимают те образовательные ниши, которые обычная школа по природе своей занять не может.
Сторонники домашнего обучения уверены, что нынешняя школа не успевает за изменениями, которые происходят в окружающем мире. Меняется стиль жизни, меняются ценности, меняются способы получения информации и ее объемы. А в школе как будто все еще прошлый век. К тому же школа учит запоминать, а не мыслить и анализировать. Слишком велико количество педагогов, «читающих по учебнику», которые не в состоянии обучать ребенка с учетом его способностей. А домашние задания – это вообще отдельный разговор. За их выполнение спрашивают почему-то с родителей. И бедные родители, проверяя домашние задания, часто начинают сердиться, придумывают, как заставить ребенка учиться.
Если же ребенок плохо учился в школе в течение нескольких лет, то, скорее всего, он настолько отстал от программы, что не в состоянии выполнять задания ни в классе, ни дома. Но учителя на это закрывают глаза. У них своих проблем хватает. Вот и получается: школа зачастую дает не знания, а их видимость. Выпускники общеобразовательных школ, сплошь и рядом, умеют читать, но не понимают смысл прочитанного. Умеют повторять прописанные в учебниках мнения, но не умеют мыслить самостоятельно. Умеют писать, но не умеют выражать свои мысли корректно и грамотно. А ведь известно, что образование не бывает полным без интереса к учебе. Ни того, ни другого школьная система, как правило, не дает. Учиться самостоятельно человеку приходится самому, после школы.
Не один дома
Обучение физически нездоровых детей на дому практикуется не один десяток лет и является делом вполне привычным. В том числе и у нас, в Казахстане. Однако эта форма обучения отлична от хоумскулинга. Потому что под домашним обучением больных детей подразумевается заочная форма школьного обучения, а ответственность за образование детей несет школа. К ребенку домой приходят учителя, которые дают ему уроки по всем предметам. Между тем хоумскулинг не равен такому государственному варианту домашнего обучения. Его цель – дать более широкий спектр знаний, чем госпрограмма. Форма домашнего обучения может быть полезна и для нездоровых детей, но предназначена для всех детей, желающих получить более глубокие и систематические знания, чем в школе.
Считается, что домашнее обучение более всего подходит для особенных детей — самых слабых или самых сильных (даже школьные учителя готовы признать таковыми 10% учеников «снизу» и 10% «сверху»). Главное для родителей слабого ученика – признать факт того, что ребенок не успевает. И помочь ему, изменив форму обучения. Что касается сильных учеников, то, находясь дома, такие дети могут успевать гораздо больше, чем в школе, плюс иметь время для получения знаний сверх программы. Детям, одаренным в спорте или искусстве, домашнее обучение дает возможность овладевать школьной программой в любое свободное время. Безусловно, для нестандартных детей домашнее обучение является идеальным форматом обучения.
Кстати, на Западе один из самых распространенных мотивов при выборе домашнего обучения –религиозный. Отдают ему предпочтение и очень обеспеченные родители. То есть те, которые могут нанять приличных учителей. Однако современный хоумскулинг – это не аналог аналогам «старого, доброго» домашнего обучения. Это вполне демократичная форма получения образования, которая может быть по карману очень широкой аудитории. Например, хоумскулиг бывает успешным в семьях, где мама не работает.
Кстати, домашнее обучение требует особого внимания родителей только на самом начальном этапе. Обычно такой этап занимает от полугода до года, и в это время одному из родителей придется, скорее всего, прервать свою карьеру. Хорошо, если рядом есть сочувствующие – родственники или друзья-единомышленники. Даже бабушки и дедушки, если их увлечь идеей и дать в руки методики, могут прекрасно заменять родителей если не все время обучения, то на значительную его часть. Очень полезной бывает и кооперация двух и более семей, где несколько родительских пар делят между собой учебную нагрузку и обязанности по присмотру за детьми.
Для большинства родителей образование детей является важнейшим делом в жизни, и они готовы вкладывать в него все силы и средства. Специалисты с удивлением констатируют, что в разных странах мира с каждым днем становится все больше сторонников домашнего обучения. Оно активно распространяется в США, Канаде, Австралии, Японии, Испании, Швеции (всего в 45 странах). В Украине практикуется учеба экстерном. Она близка к российской и американской моделям домашнего образования. В Латвии здоровый ребенок может обучаться дома с первого по четвертый класс. В конце года школа проверяет знания и решает, может ли ребенок переводиться в следующий класс.
В России принят закон о домашнем обучении. Государство даже выплачивает родителям деньги. Сумма – как если бы ребенок учился в обычной школе. Деньги небольшие, процедура их получения сложная, зато можно приглашать как частных, так и школьных преподавателей. «Домашние» дети в России проходят аттестацию в общеобразовательной школе, и по ее итогам дети переводятся в следующий класс. Без согласия родителей вернуть ребенка в общеобразовательную школу нельзя.
В Казахстане, как мы уже сказали, домашнее обучение допускается только для больных детей. Но существует возможность обучения в форме экстерната. Согласно Правилам, утвержденным в 2007 году, обучение в форме экстерната могут получить обучающиеся: не завершившие своевременно обучение в организациях среднего общего образования; одаренные обучающиеся; не имеющие возможности по семейным обстоятельствам, болезни получить среднее общее образование. Если следовать логике, то графа «семейные обстоятельства» может дать возможность перейти на домашнее обучение очень многим. Моя знакомая даже правила пока игнорирует: «Мы ни в какую школу вообще не ходим, – рассказала она. – Просто учимся дома с удовольствием и радостью. Еще остается время на бассейн, английский и просто счастливое детство. А темы для изучения дает сама жизнь, а не школьная программа. Еще в прошлом году мы изучали, как работает наша пищеварительная система, что есть продукты друзья и враги. Теперь нет проблем с правильным питанием. С папой разобрали, как работает лазер. А на днях искали в инете, какой породы наш дворовый щенок. Учимся тому, что интересно. По-моему, это главное. Пока спасает то, что про нас никто не знает. Ну и семь нам будет только в ноябре, это тоже отмазка».
Под колпаком не прожить
В целом же в нашем обществе сохраняется позитивное отношение не к домашнему, а к школьному обучению. Почему? Вот несколько мнений:
«Детям в школе нужны не только знания, им надо учиться адаптироваться в коллективе, каким бы он ни был. Они учатся приспосабливаться к ситуациям. Да и школьные воспоминания, выпускной, экзамены – разве можно ребенка всего этого лишать. Он ведь и на одноклассниках на сайте впоследствии посидеть не сможет (шутка!)»
«Домашнее обучение? Отлично, а потом индивидуальное обучение в вузе, да? А работать он будет? Или ему на дом будут работу индивидуально приносить?»
«Сторонники домашнего образования, я к вам обращаюсь! Не портите ребенку жизнь! Вам уже все равно, а ему через 15-20 лет жить придется в социуме и общаться с этим самым социумом. А как он это будет делать, если его этому не научили?»
«Нельзя ребенка всю жизнь оберегать и делать так, что он будет смотреть на мир сквозь розовые очки. Реальная жизнь жестока, человек должен сам научиться выживать, а вы уже заранее его лишаете самостоятельности. Для него потом любая мелочь с непривычки будет стрессом и доведет до суицида. Везде соломку не подстелешь и от всего не убережешь. Самое лучшее, что мы можем сделать, это поддержать ребенка и научить, как надо».
«Выбрав путь домашнего образования, родители ограничивают общение ребенка со своими сверстниками, лишают его возможности дергать одноклассниц за косички, поедать самые вкусные столовские сосиски, а еще играть в асыки на школьном дворе или прыгать через скакалку. И что еще немаловажно, именно в школе ребенок учится тому, как устроено наше общество. И даже если вы сумеете вовлечь свое чадо в различные кружки и клубы, этого не всегда будет достаточно – ребенок должен проводить большую часть своего времени со сверстниками, чтобы учиться тому, как вести себя».
«Ребенок должен расти в обществе. Если с учебой не заладилось, помогайте дома или репетитора наймите. Но мое мнение – даже с репетитором лучше заниматься хотя бы еще с одним ребенком. Что один не понял, второй ответит, и ваш поймет. Важен и дух соревнования. Дети часто хотят быть лучше. Необязательно лучше всех, но лучше Пети или Тани. Важнее адаптация человека в этом мире, а образование вторично».
«Можно напичкать ребенка знаниями, но если он не вращается в среде сверстников, вы получите не приспособленного понимать людей и психически неуживчивого, дикого и неуступчивого человека. Не нравится обычная школа, отдайте в частную, где мало учеников».
«Общение, жизнь в коллективе ничем заменить нельзя. Всю жизнь ребенка под колпаком держать невозможно. Я лично двоих детей знаю (с моими детьми в одной спортивной секции занимаются), которые обучаются на дому. Одному парню 16, а другому 10 лет. Дети – не из одной семьи. Самое интересное, что оба мальчика совершенно не умеют общаться со сверстниками. Не могут найти общий язык, коллектив их не принимает. Оба ребенка не приучены к дисциплине, не слышат тренера, могут встать и уйти посреди занятия. Я тоже сомневалась в свое время, стоит ли дочь в школу отдавать. Теперь не жалею».
«У подруги сыну из-за снижения иммунитета иммунолог рекомендовала обучение на дому. Так они с мужем посовещались и записали парня в школу. Во втором классе уже учится, нравится ему. Главное – выбирать надо не столько школу, сколько учителя».
Наверное, школьное и семейное образование – две крайности. Мы пока не умеем строить гибкие программы образования, чтобы ребенок «набирался» знаний там, где они качественнее и доступнее. И хотя фабрично-заводской образ жизни (всем на работу к 8-ми утра, перерыв на обед с 13 до 14, в 18.00 – все домой!) приказал долго жить, нет никакой гарантии, что в семейной программе ребенок будет более свободен. Но если есть желание, почему не попробовать.
Ксения ЛИВАНОВА.