Тему гептила разобрали на атомы
- Подробности
- 17.11.2024 17:34
- Просмотров: 172
Экологи разъяснили, как ракеты влияют на природу и людей
Близятся к завершению исследования в рамках проекта «Комплексная оценка состояния окружающей среды и здоровья населения городов Жезказган, Сатпаев и Улытауского района области Улытау». На очередном заседании комиссии одной из ключевых стала тема о влиянии ракетного топлива гептила на природу и людей.
Плюсы и минусы
Гептил (несимметричный диметилгидразин, НДМГ) – вещество 1 класса опасности, канцероген. Это топливо, используемое для ракет «Протон». Эта ракета тяжёлого класса считается одной из самых надёжных, проведены более 400 запусков. Она способна вывести на орбиту максимальный груз. Конкуренцию по грузоподъёмности ей могут составить ракеты США и Европы, но их стоимость гораздо дороже. Кроме того, ракеты западных стран используют ракетное топливо гидразин, которое также, как и гептил, относится к 1 классу опасности.
Специалисты подчёркивают, что при штатном запуске топливо сгорает полностью. Опасность же может представлять только топливо, разлившееся во время аварийного пуска. Но и тогда топливо опасно только при непосредственном контакте с ним.
Вопросы участников совещания были обращены к эксперту, имеющему 20-летний практический опыт, в том числе с ракетным топливом, генеральному директору Центрально-Азиатского института экологических исследований, кандидату химических наук, академику МАНЭБ Адылхану Товасарову. Адылхан Товасаров с 2006 года работает с данной темой, осуществлял экологическое сопровождение пусков, в том числе аварийных 2006, 2007 и 2013 годов, соавтор монографии о механизме трансформации гептила. Он говорит о том, что и до него казахстанскими учёными экологическая исследовательская работа на местах падения отделяющихся частей ракет-носителей (ОЧРН) проводилась. Однако гептил имеет очень высокую реакционную способность за счёт азотных соединений, он всегда готов к реакции с любым веществом. Собственно, поэтому он и используется в космической отрасли. А попадая в воздух или почву, где есть ионы различных веществ, гептил моментально вступает в реакцию, в результате получаются его производные, продукты трансформации. Первый промежуточный продукт – нитрозодиметиламин (НДМА). Он, как и гептил, имеет 1 класс опасности, является канцерогеном. Но далее в ходе реакции в какой-то фазе он уже разлагается на диметиламин, метиламин и другие вещества. Конечные продукты гептила – это вещества 2-3-4 класса опасности, не являющиеся канцерогенами, и далее обычные вещества из органической химии.
Как сказал эксперт, существует мнение о том, что из продуктов распада гептила может снова появиться гептил. И пояснил, что это, действительно, теоретически возможно, но для этого необходимы идеальные условия, такие как определённые температура и влажность, которые в природе практически исключены.
И, подтверждая тезис Парацельса, что всё есть яд и всё есть лекарство, и что только доза делает лекарство ядом и яд – лекарством, Адылхан Товасаров отметил, что вещества 1 класса опасности пагубно влияют на жизнедеятельность почвенной микрофлоры и растений. Но, в частности, нитрозадиметиламин (НДМА) до 1 грамма на килограмм в почве является хорошим стимулятором роста для растений.
В соответствии с проектом «Комплексная оценка состояния окружающей среды и здоровья населения городов Жезказган, Сатпаев и Улытауского района области Улытау» и календарным планом в общей сложности отобрано 560 проб на гептил. Это пробы почвы, растительности, воды подземной и поверхностной, осадков, мышечной ткани, молока. Пробы отбирались в городах и посёлках, в районах падения ОЧРН. Пробы на исследование направлялись в аккредитованную лабораторию РГП «Инфракос», оснащённую необходимым оборудованием. И дополнительно, в качестве внешнего контроля, в лабораторию Центрально-Азиатского института экологических исследований, также имеющую высокоточное оборудование. Были направлены запросы ряду иностранных институтов, но от них пришёл ответ о невозможности провести исследования на гептил, так как это топливо используют только Россия и Казахстан.
По итогам лабораторных исследований превышения содержания гептила и его производных не были обнаружены.
Адылхан Товасаров сообщил, что эксперты признают влияние космической деятельности на наш регион. И разделяют это воздействие на два вида: локальное и региональное. Локальное – это шумовое воздействие, пожары на местах падения ОЧРН, нарушение поверхности почвенного покрова, воздействие на флору и фауну. Региональное – это в целом психоэмоциональное воздействие. То есть человек, зная, что над ним пролетает ракета и где-то недалеко падают отработанные ступени, он уже испытывает тревогу, страх, и в результате стресса проявляются имеющиеся заболевания.
Эксперт отметил, что гептил производится с 1957 года. При определённых условиях хранения он стабилен. При аварийных разливах предусмотрены протоколы детоксикации. И приводит в пример серную и соляную кислоту, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам, но их нельзя запретить, так как при наличии лицензии их использует каждая лаборатория.
«Инфракос» как форпост
Так как у некоторых общественников области Улытау возникли разночтения о том, является РГП «Инфракос» предприятием казахстанским или российским, газета «Подробности» направила запрос в министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан и получила ответ за подписью вице-министра Жомарта Алиева.
«Республиканское государственное предприятие «Инфракос» аэрокосмического комитета министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного предприятия на праве хозяйственного ведения. РГП «Инфракос» создано постановлением правительства Республики Казахстан от 8 января 1996 года №27 «Об образовании Республиканского государственного предприятия «Инфракос». Учредителем предприятия является правительство Республики Казахстан.
Предметом деятельности РГП «Инфракос» являются обеспечение сохранности и рационального использования объектов комплекса «Байконур»; разработка и реализация программ и проектов по обеспечению сохранности и рационального использования объектов комплекса «Байконур»; утилизация и переработка высвобождаемых технических средств объектов комплекса «Байконур»; заготовка, хранение, переработка и реализация элементов разрушенных зданий и сооружений; выполнение работ по экологическому мониторингу территорий Республики Казахстан. Деятельность РГП «Инфракос» финансируется в соответствии с планом развития за счёт собственного дохода и бюджетных средств, полученных в порядке, определённом бюджетным законодательством Республики Казахстан. Об итогах производственной и финансовой деятельности РГП «Инфракос» отчитывается перед органом, осуществляющим управление РГП «Инфракос» – аэрокосмическим комитетом министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
РГП «Инфракос» не является структурным подразделением министерства экологии РК, в связи с этим министерство не курирует работу РГП «Инфракос». По запросу министерства РГП «Инфракос» представляет необходимую информацию о результатах деятельности в области обеспечения экологической безопасности ракетно-космической деятельности. Также ежегодно представляет информацию о результатах выполненных работ по разделу «Мониторинг территорий, подверженных влиянию деятельности ракетно-космического комплекса «Байконур», для включения в ежегодно издаваемый министерством национальный доклад о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов Республики Казахстан».
Как рассказала ранее газете «Подробности» руководитель представительства РГП «Инфракос» в Жезказгане Торгын Карахметова, для контроля за влиянием пусков ракет на окружающую среду и здоровье населения разработан ряд нормативных документов и технологии детоксикации почв.
В 2001 году было основано дочернее государственное предприятие «Инфракос-Экос», преемником которого является нынешнее РГП. Предприятие – единственное в Казахстане, которое осуществляет экологический мониторинг территорий Республики, подверженных воздействию ракетно-космической деятельности космодрома Байконур. Три лаборатории предприятия, расположенные в Жезказгане, Байконыре и Алматы, аккредитованы на выполнение анализов компонентов ракетного топлива в объектах окружающей среды и в биоматериалах. Квалификация персонала и оснащение лабораторий современными приборами и оборудованием позволяют проводить испытания в стационарных и полевых условиях при штатных и аварийных ситуациях.
При каждом пуске ракет-носителей с космодрома Байконур выполняются работы по их экологическому сопровождению. Анализ многолетних результатов количественного химического анализа проб объектов окружающей среды показывает, что в позиционном районе содержание компонентов ракетного топлива при штатных пусках находится в пределах допустимых норм. Что касается районов падения, на месте падения отделяющихся частей ракет-носителей совместно с участием специалистов РГП осуществляется экспресс-анализ содержания компонентов ракетного топлива (КРТ) в атмосферном воздухе и отбор проб объектов окружающей среды – почвы, воды (снега), растений. Эти пробы анализируются на содержание компонентов ракетного топлива и продуктов их трансформации Места штатных и особенно аварийных падений отделяющихся частей ракет-носителей при обнаружении в объектах окружающей среды компонентов ракетного топлива в количествах, превышающих допустимые нормы, подвергаются детоксикации и находятся под наблюдением до достижения безопасного уровня загрязнения. РГП разработаны и утверждены в РК «Технологический регламент на детоксикацию почв, загрязнённых несимметричным диметилгидразином» и «Технологический регламент детоксикации почв, загрязнённых ракетным керосином Т-1», которые переданы российской стороне для практического применения.
Результаты проводимых работ по обеспечению экологической безопасности ракетно-космической деятельности позволяют констатировать, что при штатных пусках ракет-носителей с космодрома Байконур содержание компонентов ракетного топлива в объектах среды обитания населённых пунктов находится в пределах допустимых концентраций.
Многолетними мониторинговыми исследованиями учёных Казахстана и России по контролю возможного содержания остаточных количеств гептила в объектах окружающей среды в населённых пунктах, прилегающих к районам падения ОЧРН, доказательств прямого воздействия загрязнений, связанных с запуском ракет-носителей, на здоровье населения не установлено. В исследуемых пробах воды, почвы, растений, мясомолочных продуктов не было ни одного случая гептильного загрязнения.
Отмечается также, что ракета-носитель «Протон-К» с большими гарантийными запасами топлива в баках в 2012 году заменена на модернизированный вариант ракеты-носителя «Протон-М», у которой происходит полное сгорание топлива. В результате этого минимизируются воздействия остаточного топлива в местах падения отработавших первых ступеней РН.
Юлия ВЫСОЦКАЯ.
Фото автора.