Дух захватывало от громады дел
- Подробности
- 15.12.2024 12:15
- Просмотров: 705
20 декабря день рождения города Жезказгана
Валентин Васильевич Куприянов из того устремлённого в будущее поколения, которое со всем пылом молодых сердец, жаждущих в жизни совершить что-то грандиозное, откликнулось на призыв построить в казахской степи город со звучным названием Джезказган.
В воинскую часть в Белоруссии, где дослуживал срок Валентин Куприянов, прибыл посланник Джезказганского горно-металлургического комбината да так расписал красоты и перспективы растущего в Казахстане города Джезказгана, что 15 человек из роты вызвались тут же отправиться в неведомый край, где вдоволь солнца.
– И вот 30 ноября 1964 года нас привезли в пос. Комсомольский, расселили в общежитии № 8. Воды горячей не было и в помине, под краном помоешься, холодина… Выходишь, мороз и снег да снег кругом. Определили меня на работу слесарем в механический цех ШСУ. До посёлка километра полтора, ходили пешком. Но жили, на судьбу не жаловались. В субботу в баню сходишь и в ДК «Горняк» на танцы. Зато, действительно, как в апреле тучи ушли, так до октября одно солнышко, как нам и обещали. А на комбинат всё продолжали привозить кадры из Молдавии, Украины, отовсюду, край остро нуждался в рабочей силе. И вдруг мне предлагают должность заместителя секретаря комитета комсомола комбината. Оказалось, в поисках кандидатуры в военкомате личные дела стали смотреть и на моём остановились: я в армии был комсоргом батальона, уже в партию вступил.
Так оказался Валентин Куприянов в самой гуще событий, которые и повлияли на становление деревенского парнишки из под Перми, выросшего без отца у матери, не знавшей грамоты.
– Машины служебной не было. В основном на автобусе до автостанции в Руднике, а дальше ноги в руки и пёхом до шахты. Когда копёр 55 шахты построили, первый высотный – 90 метров, я по лестнице на самый верх взбирался, аж дух захватывало, вот что значит молодость. «Комсомольский прожектор» на строительстве 55 шахты выпускали. КП своим лучом постоянно высвечивал недостатки, отстающих, ставил в пример тех, кто впереди. На видном месте, около раскомандировочной, вывешивали эту острую стенгазету, и её боялись: мы критиковали, невзирая на лица, и начальству доставалось.
Директор ДГМК Виктор Васильевич Гурба поддерживал все инициативы комсомола. Секретарём парткома был Какимбек Салыков, председателем профкома – Жалел Калмаганбетов, Ордабай Исаев – секретарём первичной парторганизации. С Тамерланом Урумовым, Талдыбаем Каленовым, со многими другими работал, перенимал у них знания и опыт. Параллельно на вечернем отделении института образование получил по специальности инженер-механик.
Фотографии того времени сохранились, спрашиваю? – Какое там, нечем было фотографировать. Однако же комсорга фабричной химлаборатории Капитолину комсомольский секретарь «сфотографировал» в своём сердце, с тех пор они вместе более 50 лет.
Довелось Куприянову стоять у руля многих начинаний. Комсомол уважали, идеи поддерживали. Движение за коммунистическое отношение к труду набирало силу, действовали отряды ОКД – оперативная комсомольская дружина. Гремели комсомольско-молодёжные коллективы. За победу в соревновании вымпелы вручали, конвертов денежных не было, уточняет Валентин Васильевич. Тогда же работали больше на энтузиазме, за идею. Комсомольские субботники постоянно проводили – металлолом собирали, благоустройством занимались. В честь 50-летия комсомола памятник Первостроителям возвели на общественных началах, и с каким энтузиазмом участвовали в этих субботниках! Открывали на торжественном митинге, с воодушевлением. Поэтому душа болит за этот памятник, когда он пребывает в запущенном состоянии. Стадион тоже на общественных началах строили. Тогда народной стройкой называли такие объекты.
Значок ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле», кипа почётных грамот в связи со значимыми событиями, медаль «За доблестный труд» напоминают сегодня о том по-своему эпохальном времени.
Городской комитет народного контроля под председательством Куприянова тоже своими проверками никому спуску не давал. Трёхлетняя работа в горкоме партии вторым секретарём с Ошакпаем Асылбековым обогатила, по признанию Валентина Васильевича, бесценным опытом руководящей деятельности.
Была тогда поставлена задача сделать город зелёным. Озеленение дороги на аэропорт тоже организовали на общественных началах: разделили на участки по предприятия, школам, возили детей сорняки убирать, приучая их тем самым к ответственности. Береговую зону закрепили за предприятиями. Асылбеков лично каждую неделю делал обход от гидроцеха до дамбы. Сейчас воспитательная, идеологическая работа ослаблена в городе. К людям тогда больше прислушивались. Мы старались бывать на всех профсоюзных, партийных собраниях, с народом общались, руководители обязательно раз в месяц выступали в производственных коллективах, каждая третья пятница называлась «ленинская». Как понаслушаешься, такого наговорят! Но все критические замечания записывали и составляли мероприятия по реализации, о выполнении их в газетах отчитывались. Вот это была обратная связь!
Четыре года Валентин Васильевич отдал Балхашу, куда его направили председателем горисполкома. Вот где пригодилась школа Давыдова, Асылбекова, Жумабекова, других старших товарищей.
В 1988 году главное планово-экономическое управление Джезказганской области образовалось, Куприянова пригласили заместителем. Впоследствии Валентин Васильевич работал начальником областного управления экономики, а после упразднения области, когда многие перевелись в Караганду, остался в Жезказгане и работал заместителем председателя комитета экономики. В 2004 году оттуда и ушёл на пенсию.
Но прохлаждаться долго не пришлось. «Жумамади Ибадилдин меня как молодого, по его словам, пенсионера, порекомендовал в совет ветеранов. Ветераны были закреплены за улицами, каждый смотрел за поливом, докладывал мне, я обобщал и передавал информацию в акимат, там раз неделю проводили специальное заседание штаба, все работники аппарата акима были закреплены за участками, отвечали за уборку и полив».
Затем на несколько лет трибуной Валентина Васильевича стал городской общественный совет, на заседаниях которого он продолжал говорить о наболевшем. «Взять то же благоустройство. Сейчас начальники пешком не ходят, а поскольку не владеют ситуацией, то и спроса нет».
С образованием области Валентина Васильевича избрали в областной общественный совет. Председатель совета Сагиндык Усенович Кожамсеитов помнит Куприянова молодым худющим комсоргом с газетой в руках, которого он, тогда собственный корреспондент областного издания, часто встречал на объектах, слышал его горячие выступления на разных совещаниях. И сегодня Куприянову до всего есть дело, он не сдаётся, подмечает Кожамсеитов. Валентин Васильевич высказывается по широкому спектру вопросов, так как хорошо знает экономику, соцсферу, ориентируется в области инноваций и технологий. По уже укоренившейся привычке продолжает вести контроль за ходом посадки и полива зелёных насаждений, с его участием в своё время разрабатывался дендрологический план Жезказгана. Вполне заслуженно ему в числе первых присвоено звание Почётный ветеран области Улытау.
Побольше бы таких, кто как Валентин Васильевич Куприянов болеет душой за Жезказган!
Нина БАРБУТЬКО.