С ростом доллара жезказганские торговцы теряют покупателей

С ростом доллара жезказганские торговцы теряют покупателей

Жезказганский вещевой рынок «Мерей», открытый в непростое перестроечное время, когда прилавки магазинов были практически пусты, быстро завоевал популярность среди жителей нашего города, став спасительной палочкой-выручалочкой как для небогатого населения, так и для взыскательных модниц. Даже потом, когда торговые точки в городе стали расти как на дрожжах, одежда из «Мерея» пользовалась спросом. И вот теперь переход Казахстана к свободно плавающему курсу тенге стал очередным испытанием для индивидуальных предпринимателей.

В воскресенье, несмотря на выходной день, покупателей на рынке было маловато. Для меня оно было и к лучшему, проходы здесь узенькие, а мне, пришедшей побеседовать с продавцами по душам, лишняя толкотня и суета ни к чему. Первым делом пытаюсь выяснить, сколько же здесь продавцов. Иду вдоль отделов, расположенных в несколько рядов, сворачиваю налево, направо, в итоге сбиваюсь со счёта.

– Около 70 человек здесь торгуют, – подсказывают мне три подруги. – Что касается торговли, то выживать стало сложнее. Рады были бы трудоустроиться куда-нибудь, да в городе своих безработных достаточно. В 90-е годы кого-то из нас сократили, кто-то сам уволился из-за того, что заработную плату не платили, вот и кормились на рынке. Теперь с каждым годом становится только хуже. В этом месяце два человека решили свернуть бизнес, распродают свой товар. Будут пробовать найти работу, в противном случае вернутся торговать сюда же, но уже чужим товаром. Раз в два месяца ездим за товаром в Алматы или Бишкек, на дорогу только уходит 5-6 дней. Проводникам «отстёгиваем» за то, что разрешают сумки с товаром перевозить в вагоне. Без грузчиков опять-таки не обойтись, а это тоже деньги. На таможне, само собой, приходится раскошелиться. За патент, куда также входят пенсионные и социальные отчисления, необходимо заплатить 32-33 тысячи в квартал. Аренда торговой площади на рынке тоже стоит немалых денег. А теперь новая напасть – с повышением курса доллара и товар приходится закупать дороже обычного. Везём ведь вещи из-за границы, потому что отечественного пока не научились производить. Дешёвый товар купишь – покупателю не нравится, мол, качество низкое. Дорогой возьмёшь, так не продашь потом, ведь заработная плата у людей не поднялась в связи с новым курсом тенге к доллару. Вот так и живём-выкручиваемся.

– Особенно плохо тем, кто приехал в Жезказган из маленьких населённых пунктов, как я, например, – вступает в разговор ещё одна предпринимательница. – Одни квартиру снимают, другие у родственников живут, третьи жилплощадь приобрели в ипотечный кредит.

– Кредит берём, чтобы и за товаром съездить, – дополняет её соседка. – В Кыргызстане наш тенге не признают. Там в почёте доллары или сомы. А самый дешёвый из пуховиков стоит около 50 долларов. Сама я в своё время КарГУ окончила, но не смогла устроиться на работу, пошла торговать. С удовольствием бы трудоустроилась, но кого заинтересует работник без стажа. К тому же, чтобы пристроиться на работу, нужны связи, деньги.

– Я из тех, кто не в состоянии нанять продавца, поэтому торгую своим товаром сама, и таких много. Работаю с утра до вечера, обед приношу с собой в термосе. Выходной беру только тогда, когда надо ехать за товаром. Пока многие стоят с остатками прежнего завоза, вновь закупленный товар будет, конечно же, дороже.

– Молодёжи на рынке «Мерей» мало, на «Шаруа» больше, – отмечает одна из девушек. – На рынке я с 17 лет торгую, пришла после окончания колледжа. Поработала немного, втянулась. Сначала была просто продавцом, потом открыла свою торговую точку. Мне нравится, что я не завишу от других, сама себе хозяйка. Сейчас мне 25 лет. Конечно, подорожание доллара ударило по карману. Например, если раньше вот эти брюки стоили 3 тысячи тенге, то теперь 5 тысяч.

Иду дальше, мне импонирует, что люди на рынке радушные, с охотой рассказывают о наболевшем.

– В 90-е работал трактористом, но начали задерживать заработную плату, – рассказывает о себе Александр. – Жить на что-то надо было, пришлось идти на рынок. Уже 12 лет работаю здесь. Арендуем совместно с супругой отдел, где реализуем мужскую, женскую и верхнюю одежду. То, как люди на этом рынке торговали ещё 5 лет назад, по сравнению с нынешней ситуацией – небо и земля. Тогда и контейнеры быстрее освобождались, и проходимость была достаточная, отчего и прибыль хорошая. Сейчас реализация идёт со скрипом. Одна из причин – уменьшение населения в городе. Вторая – конкуренции стало больше, увеличилось количество магазинов. Я выживаю за счёт своей постоянной клиентуры. Ездим с супругой за товаром в Алматы или Бишкек. У меня на первом месте качество товара, всё фабричное. Мужские вещи у нас производства Турции, куртки из Пекина, в Бишкеке только платья приобретаем. С супругой зарегистрировали два ЧП, на неё и меня, чтобы каждый платил налог и пенсионные отчисления. Так что перед законом чисты, работаем честно, покупателей не обманываем. Пять лет назад женщина в подсобке примеряла платье и забыла барсетку с двумя миллионами тенге. Ей повезло, что первым сумку обнаружил я. Прибежала через три часа, голос дрожит, руки трясутся. Всё ей, естественно, вернул. Ушла счастливая. Оказывается, в тот день она кредит в банке взяла. Я человек верующий и чужого никогда не возьму.

Татьяна – продавец. На рынке «Мерей» торгует более 10 лет.

– Раньше были мысли стать самой индивидуальным предпринимателем, – рассказывает она. – А потом поняла, что быть продавцом намного проще. Не надо ездить за товаром, платить налоги и прочее. Нас вот хозяйка обеспечивает валенками, тёплыми носками, верхней одеждой, чтобы зимой не простыли – если заболеем, придётся искать замену. Больничных у нас нет, но мы со сменщицей не в обиде. За это время я работала на трёх-четырёх предпринимателей, и все хорошие люди. Заработная плата состоит из оклада и 5% от стоимости проданного товара. В пенсионный фонд деньги не отчисляем. Чередуемся со сменщицей через два дня, рабочий день длится с 10 до 18 часов. Зимой я в основном отпрашиваюсь, сижу дома, потому что в январе и феврале торговли практически никакой. Сейчас с этим кризисом люди совсем перестали покупать вещи, разве что детям не отказывают в очередной обновке. Стало тяжело жить, все деньги идут на продукты питания.

Карлыгаш улыбчивая, с позитивным настроем, оттого сразу же согласилась, чтобы её сфотографировали. Раньше была продавцом в одном из магазинов города. Набралась опыта и решила открыть свою торговую точку. Муж Мухтар поддержал её, сам ездит в Алматы и Туркестан за товаром.

– Всего месяц как торгую здесь на рынке, мне нравится, всё-таки работаю на себя, – говорит она. – Товар у меня качественный, продаю то, что людям всегда будет необходимо. Это носки, колготки, варежки, домашние тапочки, мужское и детское бельё, спортивная обувь, гамаши, лосины и прочее. Надеюсь, мой маленький бизнес будет приносить доход.

В крупных городах данный сегмент рынка стал преобразовываться, потому что невыгодно самостоятельно осуществлять перевозку товаров, и количество челноков начало стремительно сокращаться. Но в менее развитых регионах, как у нас, этот вид бизнеса распространён и сейчас.

Кризис ослабил бизнес

Администратор рынка «Мерей» Газиза Турсумбекова: рынок «Мерей» был открыт в начале 2000 годов. Всего количество продавцов – 80. В данное время, после перехода Казахстана к свободно плавающему курсу тенге, торговли практически нет, и некоторые начали сворачивать свой бизнес. Вот недавно ещё два человека написали заявление, что высвобождают место. С тех пор, как началось подорожание доллара, более 10 ИПэшников ушли с рынка. 

В поисках своей ниши

Как прокомментировал руководитель отдела предпринимательства и сельского хозяйства Кенгирбай Смагулов, если в прошлом году в Жезказгане было 4224 действующих субъектов малого предпринимательства, то на 1 октября текущего года их количество составило 4253 еденицы, из них 402 юридических и 3851 физических лиц. Что составило по отраслям деятельности: в промышленности – 57 единиц, сельском хозяйстве – 143 единицы, строительстве – 113 единиц, торговле – 3073 единицы, транспорте и связи – 341 единица, гостиницы и рестораны – 104 единицы, другие виды деятельности – 422 единицы.

Объём произведённой продукции (работ, услуг) составил 14 млрд 311,4 млн тенге. В прошлом году к соответствующему периоду прибыль составила – 12 млрд 709,2 млн тенге. 

За январь-октябрь объём произведённой продукции (работ, услуг) ожидается в сумме 15 млрд 300 млн тенге, к соответствующему периоду 2014 года – 14 млрд 706,7 млн тенге. 

Алма ДЖУМАНБАЕВА.

Фото Полины КУЗНЕЦОВОЙ.

Добавить комментарий

Сообщение в редакцию