Телеканал «Дидар» ушёл с молотка. Но…
- Подробности
- 12.01.2017 11:54
Телеканал «Дидар» ушёл с молотка. Но…
Объявленная в стране приватизация имеет целью снизить государственное влияние на предприятия, привлечь дополнительные инвестиции. Разгосударствлению подлежат не только крупные национальные компании, но и мелкие региональные, ещё недавно бывшие коммунальной собственностью, учредителями которых являются акиматы. В Жезказгане в этом году в план приватизации вошли 6 юридических лиц, в том числе телеканал «Дидар». Руководство канала от имени коллектива во всеуслышание заявило: нельзя СМИ стричь под общую гребёнку и отдавать телевидение в частные руки. Однако 30 декабря 2016 года состоялись очередные торги, на которых «Дидар» ушёл с молотка.
Приватизация единственного городского телеканала с 60-летней историей приковала к себе внимание общественности и медийного сообщества.
По закону, но не по уму
В перечне объектов, подлежащих приватизации в Казахстане в 2016-2020 годах, фигурируют всего 666 компаний. Из них по Карагандинской области – 43. В Жезказгане в 2016 году была предусмотрена приватизация 6 юрлиц. Это ТОО «Полигон», ТОО «Предприятие административных зданий», ТОО «Жез Тазалык», ТОО «Жезказганская городская дирекция телерадиовещания «Дидар», КГКП «Спортивно-оздоровительный комплекс» и КГКП «Управление городскими автодорогами».
Видимо, вняв доводам общественности, в том числе и жезказганских телевизионщиков, 24 ноября 2016 года премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев составляет письмо, в котором предлагает в целях информационной безопасности исключить региональные СМИ из списка приватизации. Президент страны Нурсултан Назарбаев одобряет предложение, подписывает письмо 25 ноября. Почему же это не возымело ожидаемый результат?
Первый официальный ответ от имени городских властей озвучила руководитель отдела экономики и финансов Виктория Ставицкая на пресс-конференции в акимате в понедельник, 9 января.
Она сообщила о том, что телеканал «Дидар», согласно утверждённому акиматом Карагандинской области графику, должен был быть продан до ноября 2016 года. Независимый оценщик определил стоимость телеканала в 51 млн 13 тыс. 130 тенге. На 19 ноября были назначены первые торги, но они признаны несостоявшимися, потому что заявку подал только один участник. Согласно закону, при последующих торгах цена уменьшается на 50% от предыдущей. На вторые торги, назначенные на 29 ноября, установили цену в 25 млн 506 тыс. 565 тенге. Вторые торги признаны не состоявшимися по той же причине.
Третьи торги были назначены на 30 декабря 2016 года со стоимостью лота 12 млн 753 тыс. 283 тенге. Заявки на участие подали 7 участников – 5 физических лиц и 2 юрлица – ТОО «ТВ-21» и ТОО «Нур Даулет Азия». Все 7 участников приняли условие о сохранение профиля деятельности ТОО «ЖГДТРВ «Дидар» в течение 10 лет и были допущены к торгам. По результатам электронных торгов победителем признан предприниматель Магауия Мизамбаев, предложивший наибольшую цену – 37 млн 651 тыс. 970 тенге.
– План приватизации был утверждён постановлением правительства, – сообщила Виктория Ставицкая. – Для исключения телеканала «Дидар» из перечня нам также необходимо было постановление правительства или иной нормативно-правовой акт. Письма с пометкой «Для информации» не могут считаться таким документом. Мы предпринимали попытку отменить торги 28 декабря, но нам не удалось это сделать, и наши коллеги из информационно-учётного центра подтвердили, что у нас нет законных оснований для отмены. И на сегодняшний день такого документа мы не получили.
Да будет свет!
Разговор продолжился вечером того же дня в здании телеканала «Дидар». Сумрачное настроение усугублялось отсутствием света. Пресс-конференцию устроили в фойе в лучах заходящего солнца, подсвечивая прожектором видеокамеры. Перед коллективом выступила Виктория Ставицкая, повторив своё сообщение. Представители коллектива выразили обеспокоенность дальнейшей судьбой своей и своего канала. Победитель тендера предприниматель Магауия Мизамбаев в ответ заявил, что «всё останется как было, работайте».
Однако телевизионщики заявили, что это дело принципа: если Президент и правительство вступились за «Дидар», коллектив не смирится с существующим положением.
– Из области поручений не было, – ответила Виктория Ставицкая. – Мы всего лишь исполнители. Никто не возьмёт на себя ответственность и не отменит торги, не имея документального указания или разрешения.
Директор телеканала «Дидар» Базарбай Алеуханулы заявил:
– Мы не считаем тендер состоявшимся и будем обращаться в суд. Задание Президента должно выполняться.
Базарбай Алеуханулы также сообщил, что в своё время ходатайствовал о передаче канала в доверительное управление или о прямой продаже коллективу, однако учредитель – акимат – ходатайство отклонил.
Разговор продолжался больше часа – и в сгущающихся сумерках, и затем, когда уже восстановили электроснабжение. А вскоре Базарбай Алеуханулы получил и прочитал вслух СМС от дружественного источника: «Тасмагамбетов дал неделю на признание продажи жезказганского телеканала недействительной!»
Коллектив встретил эту новость аплодисментами.
Как сообщила пресс-служба премьер-министра РК, вице-премьер Имангали Тасмагамбетов в связи с продажей жезказганского телеканала «Дидар» дал недельный срок на устранение нарушений порядка приватизации СМИ. Он поручил акиму Карагандинской области и уполномоченным государственным органам в семидневный срок осуществить проверку и принять меры для устранения выявленных нарушений путём признания сделки недействительной. Кроме того, Тасмагамбетов потребовал привлечь виновных к ответственности. Отмечается, что в целях сохранения влияния государства на региональную информационную политику, обеспечения информационной безопасности страны поручением Главы государства 29 региональных СМИ были исключены из списка приватизируемых объектов.
Так или иначе, жезказганский телеканал будет продолжать отстаивать свои интересы. А кого назначат виновным в произошедшей ситуации – это интересно. Виновна неповоротливая бюрократическая машина, когда за хорошим решением не поспевают официальные бумажки, и потом приходится бросать силы на устранение последствий этих опозданий. Когда всё вроде бы делается по закону, но не по уму.
Взгляд в корень со стороны
Депутат Сената Парламента Республики Казахстан Сергей Ершов прибыл с рабочим визитом в Жезказган, чтобы ознакомиться с социально-экономическим развитием города и на встрече с депутатами и представителями городского актива обсудить принятые в 2016 году законы и новые законотворческие инициативы парламента. Однако мимо некоторых жезказганских новостей сенатор пройти не смог и часть своего выступления на встрече с депутатами посвятил обсуждению продажи в частные руки коммунального рынка и телеканала «Дидар».
Почему, сообщив о принятии законов о противодействии экстремизму и терроризму, о дактилоскопической и геномной деятельности, о регистрации и пробации, об ужесточении контроля за оборотом оружия, Сергей Ершов перевёл разговор на социальное самочувствие жителей нашего региона?
– Когда обсуждались вопросы противодействия экстремизму, мы часто встречались с представителями силовых ведомств, в правительстве, с акимом области говорили о Жезказгане, так как здесь присутствуют представители радикальных религиозных движений, – сказал Сергей Ершов. – А ещё здесь промышленное производство, склады взрывчатых и химических веществ. Это вызывает тревогу. Но держать ситуацию под контролем только силовыми методами недостаточно, нужно заручиться поддержкой общественности, создавать социально благополучную среду – снижать цены, давать людям работу. Чтобы недовольством населения не могли воспользоваться наши оппоненты по другую сторону закона.
Несколько лет назад корпорация «Казахмыс» выделила 130 миллионов тенге на строительство социального рынка, который, как планировалось, каждый день работал бы и сдерживал цены на продукты. Рынок построили и безвозмездно передали городу. И там действительно продавали продукты на 20-25 % дешевле. Акимат благодарил, а предприниматели с других рынков приходили и скандалили, возмущаясь заниженными, не в пример своим, ценами. Значит, это действительно работало. Я часто заезжал туда просто посмотреть и порадоваться тому, что хорошее дело для людей сделали. Сегодня тоже заехал. Цены – как на базаре. Ничего не понял. Почему? Оказывается, появился хозяин новый. Купил, говорит, и теперь это мой магазин. Вы не представляете, как мне стало обидно.
Я обращаюсь к вам, моим коллегам депутатам. Почему вы не контролируете ситуацию?
Сейчас люди жалуются, что цены высокие. А власть разводит руками: никак нельзя с этим бороться. А мы боролись вот так. Я всем акимам городов и районов рассказывал о нашем богатейшем опыте: построили рынок и сдерживаем цены. Они удивлялись, обещали приехать посмотреть. А теперь нечего смотреть.
В разных регионах Карагандинской области мне показывали новые колледжи, школы, амбулатории, в Сатпаеве – новый микрорайон. А в Жезказгане показали 4 огромных ресторана. И сказали, что они очень востребованы, невозможно попасть. Это хорошо, что весело живём, прекрасно, что заработки позволяют. Но это не значит, что не надо цены контролировать.
Мы вчера побывали в большом крестьянском хозяйстве недалеко от Сатпаева. Его 20 лет держит наш горняк. Продукцию свою никуда не сдаёт, только для своей семьи производит. – Сдавать некуда, а с перекупщиками связываться не хочет. И таких фермеров, которым необходим рынок сбыта – десятки. Людям необходима дешёвая продукция, а у вас килограмм мяса 1200 тенге. А средняя зарплата 30-70 тысяч.
Как пояснила руководитель отдела экономики и финансов Виктория Ставицкая, коммунальный рынок был продан в рамках всё того же плана приватизации, так как находился на балансе ТОО «Предприятие административных зданий», которое тоже ушло с молотка. Стартовая цена была 98 миллионов, с третьих торгов рынок продали за 30 млн тенге.
Продажа телеканала «Дидар», по признанию Сергея Ершова, тоже его огорошила.
– Чем «Дидар»-то вам помешал? Мы прекрасно с ним работали, люди его смотрят, а теперь он в частных руках и никто не знает, что будет завтра в телеэфире. А если придут наши оппоненты с экстремистскими идеями и, просто заплатив побольше, будут вести свои проповеди? Кто их остановит? Никто, потому что это частный канал. К вопросу о приватизации таких объектов нужно подходить избирательно, осмысленно, взвешивать все за и против и находить другие пути к тому, чтобы всё-таки сохранять то хорошее, что есть.
Юлия ВЫСОЦКАЯ.
Фото автора.