Новый театральный сезон: время подобреть

Новый театральный сезон: время подобреть

Как только распахивается занавес, перед зрителем предстаёт мир с оборванными висячими лестницами над каменными глыбами и зверями, которые замерли в ожидании, когда же кто-то оступится, споткнётся и можно будет накинуться на него. Потому что так заведено в этом зверином мире, где правят только инстинкты. Да вот только недалеко от мира зверей ушёл наш мир людей. В спектакле жезказганского режиссёра казахского музыкально-драматического театра им. С. Кожамкулова Темиржана Абдралима, поставленного по пьесе Георгия Хугаева «Қара шекпен» («Чёрная бурка»), животные, которые по природе своей считаются существами низшими, нежели человек, говорят о пороках людей и времени, когда люди ставят себя выше Всевышнего.

– Темиржан Досжанович, согласитесь, пьеса Хугаева «Чёрная бурка» вне времени. Сложно сказать, было ли такое прошлое, когда торжествовала бы любовь к ближнему своему. Почему ваш выбор пал именно на эту пьесу и именно сейчас?

– Согласен, что пьеса вне времени. Но когда прочёл её, решил поставить во что бы то ни стало. Как говорится, не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по нам. Помните, старый волк спрашивает, как там люди? Не убили ещё друг друга, ведь они только оружие умеют создавать. Посмотрите на современное общество, мы все спешим куда-то, что-то копим, приобретаем материальные блага, и всё реже мы стоим перед выбором: прислушаться к своей совести или поступиться ею, преследуя свою выгоду. Мы ставим себя выше Всевышнего. А за это расплата неминуема. Жизнь каждым своим мгновением ставит человека перед выбором. Что он предпочтёт, добро или зло, решать только ему. Об этом, собственно, спектакль «Чёрная бурка». Это притча о долге и верности, о чести и любви.

– Понятно, что «Чёрная бурка» не столько спектакль о животных, сколько о людях, о несправедливости окружающего мира, которой проникнута вся постановка. Комментарии излишни, когда люди в зале плачут, потрясённые трагедией, разыгранной на сцене.

– Если бы в пьесе Георгия Хугаева был счастливый конец, спектакль не оказывал бы на зрителя такого сильного эмоционального воздействия. И если хотя бы десять человек выйдут из зала и переосмыслят свою жизнь, я буду считать свою режиссёрскую миссию выполненной. Да, сюжет спектакля прост. Всю жизнь верно служит своему хозяину (Абилкасым Шоманулы) пёс Тузар (Ардак Жаркынбеков). Хозяин ценит его смелость и преданность. Но и волки (Серик Булгакбаев) не дремлют: коварством и хитростью заманивают Тузара в своё логово, где он влюбляется в молодую волчицу Кокшулан (Гулдер Алиева). Перед ним встаёт выбор: жить с волчицей в волчьей стае или сохранить верность хозяину? Вот он вечный выбор, который каждый из нас делает каждый день: долг, честь или желание обладать чем-либо? Хозяин, возвращаясь с летнего пастбища домой, забывает в горах свою бурку, и Тузар во искупление своей вины остаётся возле неё. Всю долгую, холодную и голодную зиму он стережёт бурку, ждёт хозяина. А хозяин, вернувшись на жайляу весной, находит пса в удручённом состоянии и одним выстрелом убивает. Потому что он ставит себя выше Всевышнего и решает, кто может жить, а кто не достоин.

– Понятно, что звери в спектакле это своеобразные прототипы человеческих характеров, судеб. Но в этом спектакле многие актёры предстают перед зрителем в новом амплуа. Например, мы уже привыкли, что Кенжетай Абильдин это драматический актёр, а он играет комичного крота, а заслуженный актёр РК Ерке Байдешев выходит к зрителям в образе ослика.

– Не роль красит актёра, а актёр роль. Для тех же названных вами Абильдина и Байдешева эти роли своеобразный вызов их актёрскому мастерству. На фоне страстей и разыгрывающейся драмы зритель смотрит на них и смеётся. Герои спектакля это волки, собака, лиса, зайчиха, осёл, ворон (Бакытжан Ибраев), ягнёнок (Нуржан Бейсбеков), крот, в чьих образах представлен едва ли не весь спектр человеческих страстей – от дружбы и любви до страха и ненависти. Зайчиха (Карлыгаш Байдалина) это мать-одиночка, которая едва сводит концы с концами. Осёл – это же наш народ, который работает и терпит невзгоды. Лиса (Рауан Окшиева) это приспособленка, которая только и ищет выгоду, на остальных ей плевать. Оглянитесь, мы живём среди таких людей, и если у них получается идти по головам других, в современном обществе их не порицают, а, наоборот, хвалят. И их становится всё больше. А над осликами только смеются.

– В спектакле актёры демонстрируют невероятные чудеса акробатики. Это ваша режиссёрская находка – язык тел, в принципе, то, как общаются между собой животные. Особенно завораживают любовные танцы пса и молодой волчицы. 

– На подготовку акробатических этюдов ушло примерно два месяца, но, согласитесь, с этими элементами спектакль только выиграл. А в страстных танцах Тузара и Кокшулан содержания больше, чем можно было бы передать словами: в них любовь, надежда и предчувствие трагического конца.

– Декорации в спектакле задействованы в каждой сцене, это не просто атрибут украшения. Расскажите о них.

– Декорации – это символы. Например, оборванная верёвочная лестница это оборванный мост между природой и человеком, когда люди ушли от природы, посчитав себя выше неё, выше Создателя. Камни – это каменные джунгли, наши города, в которые мы себя загнали, дома, которые украшаем и рабами которых стали. Оглянитесь вокруг. Каждый день в новостях сообщают о терактах. Каждый думает только о себе. Чтобы не случилось катастрофы – самое время подобреть.

Людмила УЛЬРИХ.

Фото Полины КУЗНЕЦОВОЙ

Добавить комментарий

Сообщение в редакцию